В среду, 7 октября, в России отмечают День беременных. Праздник призван напомнить, что будущие мамы нуждаются не только в медицинском наблюдении, но и в социальной, финансовой и правовой поддержке.
Важно, чтобы женщины в положении не тревожились о завтрашнем дне и могли в полной мере насладиться этим особенным периодом, а позже — захотели повторить его.
Сегодня в Самарской области действует обширная система поддержки будущих и уже родивших мам. Ее выстраивает Отделение Социального фонда России.
Ежемесячное пособие для беременных
Оно выплачивается, если женщина встала на учет в медорганизации в ранние сроки — до 12 недель. Кроме того, среднедушевой доход всех членов семьи не должен превышать региональный прожиточный минимум на душу населения (в 2026 году — 17 803 рубля).
Период выплаты начинается с месяца постановки на учет (но не ранее наступления 6-й недели беременности) и продолжается вплоть до родов.
Пособие по беременности и родам (декретные)
Оно предоставляется единовременно за весь период отпуска: 70 календарных дней до родов и 70 — после. При многоплодной беременности — 84 и 110 дней, при осложненных родах — 70 и 86 дней соответственно.
Размер декретных составляет 100 % среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска. Срок выплаты — не более 10 рабочих дней со дня представления сведений.
Также на пособие могут претендовать студентки очной формы обучения и женщины, уволенные из-за закрытия организации и вставшие на учет в службе занятости.
Пособие на ребенка
Оно оформляется на каждого отпрыска в возрасте до 17 лет при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает региональный прожиточный минимум на душу населения. Назначается пособие на один год и продлевается по заявлению.
Единовременное пособие при рождении ребенка
Эту федеральную выплату может получить один из родителей вне зависимости от уровня дохода и работы. Размер составляет 28 450,45 руб. на каждого ребенка. Подавать заявление обычно не требуется — пособие назначается автоматически.
Ежемесячная выплата по уходу за ребенком до 1,5 лет
Размер — 40 % от среднего заработка работающего родителя за последние два года. Выплату могут назначить не только матери, но и любому родственнику, ухаживающему за малышом.
Соответствующий отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие выплачивается до 1,5 лет — причем право на него сохраняется, даже если получатель досрочно вышел на работу.
Поддержка семей военнослужащих
Жене призывника при сроке беременности не менее 180 дней положено единовременное пособие — 45 054,24 рубля. А после рождения ребенка назначается ежемесячная выплата (19 308,96 рубля) до окончания службы отца.
Поддержка приемных семей
При передаче ребенка на воспитание в семью предусмотрено единовременное пособие — 28 450,45 рубля. При усыновлении малыша-инвалида, детей старше семи лет или братьев и сестер размер выплаты повышается.
Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком
Если малыш младше 8 лет — назначается 100 % от среднего заработка родителя за каждый день болезни.
Если ребенок старше 8 лет — за первые 10 календарных дней пособие выплачивается в зависимости от продолжительности страхового стажа, а за последующие дни — в размере 50 % среднего заработка.
Если дитя лечится в дневном стационаре, размер пособия также зависит от стажа.
Материнский капитал
С 1 февраля выплата на первого ребенка составляет 737 200 рублей. На второго — 974 100 рублей (если сертификат на первенца не получали) или доплата в 237 тыс. рублей (если уже получен).
Здесь мы рассказывали, на что можно потратить материнский капитал.
Ежегодная налоговая выплата
Она предназначена для семей с двумя и более детьми, у которых среднедушевой доход не превышает полутора прожиточных минимумов на душу населения в регионе.
Большая часть перечисленных пособий назначается автоматически — СФР сам запрашивает данные у медорганизаций, органов ЗАГС и работодателей. Будущей или уже родившей маме остается лишь убедиться, что данные о счете и трудоустройстве заполнены верно.